[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Алхимия Мироздания » ЯЗЫЧЕСТВО » Славянское язычество » Трясавицы (Лихоманки, Лихорадки) (Экскурсия в историю заговоров.)
Трясавицы (Лихоманки, Лихорадки)
warriorspiritДата: Суббота, 11.06.2016, 21:46 | Сообщение # 1
Практик
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline

Трясавицы со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. 

Кто такие сестры – лихоманки, лихорадки, трясавицы. Небольшая экскурсия в историю заговоров. 

Не в даваясь в подробности возникновения образа, можно отметить, что в мифологии, заговорах чаще это обозначение духов болезней, насылаемых на человека. 
Во многих заговорах встречается их упоминание, как дочерей Ирода, проклятых Богом, в результате чего они провалились под землю заживо.
Число их не имеет точного выражения, в разных источниках от 7 до 77 ( у Шеина П.В), есть и 144( у Ф. Варенько), основных выделяют 12. 
У каждой из них есть свое имя и особые злонамеренные свойства. У разных народностей, имена переложены на свой лад, но схожи по смыслу. Условно я бы разделила их на три вида: болезни сезонные физические, общие и душевные(психические).
Н. Виноградов (из выпуска №2 Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. 1908 г.) упоминает вот таких лихоманок и как они о себе рассказывают( в моем переводе): 

1)Трясея - «Как печь распаляют дровами, так и я у человека распаляю все члены и кости.» 
2)Медея (скорее всего Ледея, в более поздних вариантах заговоров) - «Зноблю у человека все члены, и тот человек не может согреться в печи»
3) Ярустошо (Гарустошо,чаще Глухея)-«Ложусь у человека в голове и закладываю уши, и тот человек бывает глух»
4) Коркуша-«Ложусь у человека под ребрами и тому человеку тяжко дышать»
5)Коркодия (чаще Гнетея)-« Ложусь у человека под воздухами, а еще, что съест из пищи, то с души скинет»
6) Желтодия (чаще Желтея)- «Как в поле цветет цвет и желтеет, так и у того человека тело тает и увядает»
7) Люмия (чаще Ломея), "Ломит у того человека все кости"
8 Секудия (Скорчея)-«Свожу жилы в одно место»
9) Пухлия(Пухлея)- «Пускаю в народ опухоль»
10 Чемия (разновидность Скорчеи)- «Я ножные жилы свожу»
11) Нелюдия (Немодия, Глядея)-«Ночью сна не даю. Но к себе никого не допускаю и с ума человека свожу»
12)Немия- считается старшей, самой ужасной и опасной из сестер – «Не может человек от меня излечится и лишится жизни»

В книге Карского Е. Ф («Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 2. Старая западнорусская литература.1921г.) упоминается, белорусский заговор из записей Шейна П. В., где имена другие, но смысл схож (привожу дословно, без изменений):

«По первым, веснянка, а вторая ледзянка, а трецця листападница, а чатвертая костяница, пятая квахтухка, шостая ноцница, семмая смутница! Откацись, отвались, от грудзеу, и от бела цела (прим. «тела») и от буйной головы! Ты дзеукай ня шляйся, на мяне ни зиряйся, я у хаце ляжу на вуголь гляжу, как вуглю сгорбець, так табе у котле кипець, Бяги ня зиряйся, назад ня вертайся.»

Здесь уместно упомянуть, что на моей исторической родине (городок на границе Брестской и Гомельской областей Беларуси), уже очень старые бабуси, еще могут в разговоре сказать- «лихаимка напала» (о человеке, слегшем неизвестно от чего или внезапно умершем, без явных признаков болезни); 
«ой, лихо бесово напало» (если есть подозрение, что болезнь напала от того что «сделали»); «лихаимки уцягнули» (если человек утонул от судороги).
Избавлялись от трясовиц всевозможными способами: заговорами, молитвами, водой специальной, на осину сводили, защитные обереги делали, амулеты носили и др.

Для примера приведу из записей Н. Виноградова (из выпуска №2 Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. 1908 г.) 
№ 3 (Заклинание трясовиц)
Заклинаніе трясовицъ.
Аще кто сію молитву хощетъ читать на здравіе тѣла отъ діявольницъ сихъ и
проклятыхъ трясовицъ, сице да творитъ и читаетъ надъ главою болящаго. И ты, снемъ крестъ съ себя, и положи въ пріуготовленную воду въ сосудѣ и глаголи сице:
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь, аминь, аминь.
Окаянныя трясовицы, заклинаю васъ Господемъ нашимъ, Іисусомъ
Христомъ, и пречистою владычицею нашею Богородицею, и всѣми святыми,святымъ архангеломъ Михаиломъ и преподобнымъ Сисиніемъ, и четыремъ евангелистомъ: Маркомъ, Лукою, Матфіемъ и Іоанномъ Богословомъ.
Окаянная ты еси, Трасовица!
Окаянная ты еси, Мѣдія!
Окаянная ты еси, Ярустошо!
Окаянная ты еси, Коркуша!
Окаянная ты еси, Коркодія!
Окаянная ты еси, Желтодія!
Окаянная ты еси, Люмія!
Окаянная ты еси, Секудія!
Окаянная ты еси, Пухлія!
Окаянная ты еси, Чемія!
Окаянная ты еси, Нелюдія!
Окаянная ты еси, Невія!
Побѣжите отъ раба Божія (имя рекъ). Аще не бѣжите, то пришлю на васъ святаго архистратига Михаила и преподобнаго отца Сисинія, и четырехъ евангелистовъ: Марка, Луку, Матфія, Іоанна Богослова. И дадутъ вамъ по тысящѣ ранъ. Отидите, окаянныя, отъ раба Божьяго, (имя рекъ). Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Дай воду пить болящему и рцы: піетъ рабъ Божій, имя рекъ, на здравіе тѣлесное купѣ же и душевное. Аминь, аминь, аминь.
Прикрепления: 1857373.jpg (90.0 Kb)


В перед нас ведут не резоны и доводы,а воля и желание (П.Коэльо)

 
Алхимия Мироздания » ЯЗЫЧЕСТВО » Славянское язычество » Трясавицы (Лихоманки, Лихорадки) (Экскурсия в историю заговоров.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: